Как вступить в СРО, Что такое СРО, и кому необходимо вступать в саморегулируемые организации
Компания ЮРФИНИНВЕСТ помогает вступить в СРО:
ЮрФинИнвест — поможем вступить в СРО
У компаний, деятельность которых оказывает влияние на безопасность капитального строительства, подготовку проектов, проведение строительных работ и изысканий, есть обязанность вступления в саморегулируемые организации (СРО).
Чем поможет «ЮрФинИнвест»?
«ЮрФинИнвест» бесплатно помогает получить членство в СРО:
Также предлагаем приобрести уже зарегистрированную и функционирующую фирму, имеющую необходимые вам допуски СРО»фирму, имеющую необходимые вам допуски СРО.
Оказываем помощь в организации повышения квалификации сотрудников для вступления в СРО.
Обращайтесь в «ЮрФинИнвест» — окажем бесплатное содействие для вступления в СРО!
Саморегулирование — определенный подход к регулированию того или иного сектора экономики. Он заключается в том, что формулируются лишь общие цели, а вот задача по разработке и внедрению в жизнь детальных правил предоставляется органу, который создается из действующих в данной сфере лиц. Таким образом, саморегулирование — это ничто иное, как легитимное регулирование рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, с четко регламентированным участием государства.
На практике такой подход дает ряд преимуществ.
Слабая сторона саморегулирования заключается в том, что оно позволяет слишком активно действовать в защиту уже существующих в данном секторе фирм и, напротив, более слабо — по части предоставления возможностей новаторам и только вступающим на данный рынок производителям.
Федеральный закон от 01.12.2007 №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» стал отправной точкой для активного развития саморегулирования в других отраслях экономики и началом следующего этапа развития саморегулирования в Российской Федерации. В соответствии с этим законом стало возможным уточнение общих требований к саморегулированию в отраслевых законах, включающих регламентирование деятельности СРО, учитывающее специфику профессиональной деятельности.
Согласно положениям ФЗ №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка, что в перспективе дает возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями.
Саморегулирование в соответствии с положениями ФЗ №315-ФЗ осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.
Органом саморегулирования выступает саморегулируемая организация (СРО). Это некоммерческая организация, которая объединяет предприятия любой формы собственности по признаку отраслевого единства. Другими словами, предприятия одинакового профиля объединяются в профильную корпорацию, которая призвана решать все внешние и внутренние вопросы своих членов.
Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с момента внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулятора с момента исключения сведений о ней из упомянутого реестра.
Чтобы получить статус саморегулируемой организации, профессиональное объединение должно быть создано в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также соответствовать ряду требований, установленных ФЗ №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Существуют сферы деятельности, для которых членство в СРО является добровольным, а есть сферы, для которых такое членство является строго обязательным.
Согласно действующему в России законодательству выполнение работ в ряде сфер предпринимательской и профессиональной деятельности может осуществляться только при условии членства субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации.
Саморегулирование с обязательным членством законодательно введено во многих сферах профессиональной деятельности:
Также периодически поднимается вопрос о расширении сферы обязательного саморегулирования. В Государственную Думу РФ вносятся на рассмотрение законопроекты, направленные на введение саморегулирования в обязательном порядке в различных сферах деятельности.
Помимо этого, саморегулируемые организации нередко производят страхование гражданской ответственности. Это дает возможность в случае чрезвычайной ситуации оперативно выплатить возмещение.
Стоит отметить, что в тех сферах, где участие в СРО является обязательным, нарушение данного правила может грозить индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу серьезными последствиями. Так, согласно действующему законодательству РФ, руководство компании несет ответственность за работу без участия в СРО – дисциплинарную, имущественную, административную и даже уголовную. Размер штрафа и характер наказания определяется действующими законами.
В целом, наложение штрафа является одной из самых мягких мер воздействия на нарушителя закона. В худшем случае компанию могут даже ликвидировать!
За выполнение работ без членства в СРО руководителю компании или индивидуальному предпринимателю может грозить и уголовная ответственность. В частности, если действия строительной компании, которая осуществляла свою профессиональную деятельность не будучи членом СРО, принесли огромный ущерб гражданину, стране или другому предприятию. В этом случае согласно ст. 171 УК РФ руководство могут наказать штрафом на сумму до 300 тысяч рублей либо общественными работами до 480 часов, но могут и арестовать до шести месяцев.
А в том случае, когда руководитель организации извлек от своей нелегальной деятельности особенно крупную прибыль либо действовал в составе организованной группы, меры воздействия еще жестче: штраф до 500 тысяч рублей, либо принудительные работы в течение пяти лет, либо лишение свободы до пяти лет со штрафом либо без такового.
К саморегулируемым организациям, создание которых регламентировано законодательно, постоянно присоединяются добровольно созданные СРО, расширяя сферы деятельности данной системы регулирования. Специальным законодательством Российской Федерации установлена возможность создания саморегулируемых организаций и в тех сферах деятельности, членство в которых для субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности является добровольным.
Добровольные СРО действуют в следующих сферах:
Помимо этого, существуют сферы профессиональной деятельности, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное членство участников в специализированных негосударственных объединениях, однако такие объединения не имеют статуса саморегулируемых организаций. В частности, нотариат, адвокатура, профессиональные объединения страховщиков различного вида.
Общее собрание членов саморегулируемой организации является высшим органом управления саморегулируемой организации, полномочным рассматривать вопросы деятельности объединения, отнесенные к его компетенции в соответствии с действующим законодательством и уставом СРО.
Функции Общего собрания:
Совет саморегулируемой организации – это постояннодействующий коллегиальный орган управления. Он формируется из числа физических лиц-членов саморегулируемой организации и (или) представителей юридических лиц-членов саморегулируемой организации, а также независимых членов.
Функции Совета СРО:
Важно! Общим собранием к компетенции Совета Ассоциации может быть отнесено решение любых вопросов, в том числе вопросов, находящихся в компетенции Общего собрания.
Исполнительный орган управления (генеральный директор СРО) – к его компетенции относятся любые вопросы хозяйственной и иной деятельности саморегулируемой организации, не относящиеся к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации и ее постоянно действующего коллегиального органа управления.
Дисциплинарный комитет – является постоянно действующим органом ассоциации, который занимается рассмотрением дел, касающихся членов СРО, а также выбором мер воздействия на нарушителей. В ее ведении рассмотрение и оценка жалоб на участников объединения, а также выработка мер дисциплинарного воздействия от СРО на нарушителей. После принятия дисциплинарных решений и их реализации, дисциплинарный комитет приступает к разработке методов предупреждения подобных нарушений. В дальнейшем они могут быть включены в общие правила Ассоциации.
Дисциплинарная комиссия – специализированный орган по рассмотрению дел о применении мер воздействия в отношении членов саморегулируемой организации. Дисциплинарная комиссия осуществляет рассмотрение жалоб и дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Ассоциации и другими внутренними документами Ассоциации.
Функции Дисциплинарной комиссии:
Контрольная комиссия – специализированный орган, контролирующий соблюдение членами СРО Положения о членстве в Ассоциации, Стандартов и правил предпринимательской деятельности членов Ассоциации, исполнения обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий.
Функции Контрольной комиссии:
Контрольный комитет осуществляет действия, предусмотренные Положением о контроле СРО за деятельностью своих членов.
Основная идея саморегулирования заключается в том, чтобы государство могло делегировать часть контрольных и надзорных функций за деятельностью представителей той или иной профессии самим участникам рынка. При этом с государства снимаются некоторые избыточные функции, вследствие чего снижаются и бюджетные расходы.
Для эффективной деятельности, саморегулируемая организация обязана осуществлять целый ряд мероприятий:
Саморегулируемые организации несут полную ответственность за действие своих членов, получивших допуск на проведение работ. В каждой такой некоммерческой организации существует компенсационный фонд для выплаты возмещения заказчику в случае нанесения ему вреда действиями члена СРО. Внесение определенной суммы в компенсационный фонд является непременным условием вступления в любую СРО.
Создание саморегулируемых организаций дает возможность снять с государства ответственность за действия неблагонадежных организаций, получивших государственную лицензию.
Для выполнения этих глобальных целей перед СРО различных отраслей ставятся направляющие их деятельность задачи:
Как существо коллективное, человек стремился объединяться с себе подобными по роду деятельности и профессии. Так называемые прообразы современных саморегулируемых организаций можно обнаружить в самых отдаленных уголках истории человечества. Непременным условием их возникновения становилось усложнение экономических связей между людьми, возникновение городов, необходимость защиты собственных интересов.
Первой саморегулируемой организацией, зафиксированной в истории, стала группа врачей, клятва Гиппократа. По сути, это и есть первый стандарт профессиональной деятельности.
В средневековой Европе, которая представляла собой замкнутые сословные корпорации, также легко обнаружить примеры различных самоорганизаций человеческих обществ. Италия Х века стала родиной цеховой организации производства. Позднее данное устройство, представляющее собой объединения работников одной профессии, вышло за пределы итальянских городов-государств.
Главной целью таких профессиональных сообществ было отстаивание своих интересов перед властью, поддержание честной конкуренции внутри объединения, укрепление собственных позиций на рынке за счет производства качественных товаров. Таким примером является объединение Вольных Каменщиков со своим уставом и нормами поведения, или ливрейные корпорации в Англии, существующие по сей день. Не менее ярким примером стали средневековые объединения купцов – гильдии, которые создавались для защиты торговли и купечества от власти феодалов и пиратов, а также для получения привилегий.
Трудно представить, но история саморегулирования на Руси насчитывает более 140 лет. И это – не считая времени существования русского общинного самоуправления.
Самоуправление было положено в основу такого правового института, как адвокатура и коллегии адвокатов. При проведении правовой реформы 1864 году адвокатура создавалась как самоуправляющаяся организация. Более 20 лет назад обязательность членства в адвокатуре была закреплена Законом СССР «Об адвокатуре в СССР» (от 30 ноября 1979 года). Вплоть до упомянутого Закона этот вопрос регулировался различными нормативными правовыми актами, но требование о членстве в адвокатуре сохранялось. Аналогичная идея заложена в деятельность нотариата и нотариальных палат.
Прообразом саморегулируемой организации как союза предпринимателей являлась созданная в 1870 году Московская биржа. В соответствии с Уставом организации, на ее представительный орган (Биржевой комитет) возлагалась защита интересов профессионального сообщества перед государственными и общественными организациями.
Идеологом создания системы саморегулирования в Российской Федерации является Виктор Семенович Плескачевский. Он являлся активным сторонником саморегулирования как альтернативы государственному лицензированию, одним из авторов не только Федерального закона «О саморегулируемых организациях», но также отраслевых законов в соответствии с которыми саморегулирование внедряется в качестве механизма регулирования в следующих сферах предпринимательской и профессиональной деятельности: СРО оценщиков, СРО строителей, СРО проектировщиков, СРО изыскателей, СРО актуариев, СРО кадастровых инженеров и других сферах.
Наиболее известные высказывания политического деятеля:
«Саморегулируемая организация – это корпоративная ответственность»,
«Саморегулирование – новый общественный институт Российского демократического государства».
На протяжении своей профессиональной деятельности Виктор Плескачевский занимал должности, так или иначе связанные с саморегулированием: вице-президент РСПП; председатель комитета РСПП по развитию саморегулирования; член Совета директоров СРО Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД); председатель Совета Национального объединения саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью (НОСО УН); заместитель Председателя Совета Национального совета по оценочной деятельности (НСОД); участник Национального банковского совета.
Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» – в соответствии с этим законом, а также с ГК РФ создаются первые саморегулируемые организации.
Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» – принципы саморегулирования в деятельности профессиональных оценщиков.
Федеральный закон от 05.08.2000 №117-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации – установлен размер государственной пошлины за внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (КоАП РФ) – ответственность в случае административных правонарушений СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также в области энергетического обследования.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (АПК РФ) – рассмотрение дел по корпоративным спорам, в том числе с участием саморегулируемых организаций.
Федеральный закон РФ от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» – стал законом, регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных и добровольных требований к продукции или к связанным с ними процессам, а также при оценке соответствия. С введением данного закона «ведомственная» система нормативных документов поэтапно прекращает свое существование и взамен нее появляются новые документы – технические регламенты и документы по стандартизации, обеспечивающие соблюдение требований технических регламентов.
Федеральный закон от 01.12.2007 №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» – регулирует порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи.
Постановление правительства РФ от 29.09.2008 №724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» вместе с «Правилами ведения государственного реестра СРО».
Федеральный Закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» – о передаче части функций государственных органов саморегулируемым организациям для повышения эффективности противодействия коррупции.
Федеральный закон от 22.07.2008 №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2009 года, запустил прекращение лицензирования всех видов строительной деятельности. Обязательным условием для работы организаций является получения допуска, заменившего прежнюю государственную лицензию.
Федеральный закон РФ от 27.07.2010 №240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – установил новые требования к свидетельствам о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выданных индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Федеральный закон РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» – регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Федеральный закон РФ от 28.11.2011 №337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – предполагал замену с 1 июля 2013 года субсидиарной ответственности членов СРО строительной сферы на солидарную.