Наши специалисты помогут решить любой вопрос!
Летом 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его положения радикально изменили систему отечественного саморегулирования в сфере строительства, подготовки проектной документации и инженерных изысканий. Еще многие месяцы после его опубликования тысячи организаций, представляющих строительный комплекс, обращались в уполномоченные государственные органы за разъяснением о порядке применения норм, введенных указанным законом.
Положения, предусмотренные Федеральным законом №372-ФЗ от 03.07.2016, долгое время активно обсуждало все строительное профсообщество. В этой связи чиновники неоднократно выпускали дополнительные официальные разъяснения, отражающие позицию различных министерств и надзорных ведомств. Такая популярность принятых в 2016 году поправок связана с тем, что новый порядок, установленный Федеральным законом, поставил под угрозу деятельность многих строительных организаций.
Законодатели, приняв Федеральный закон от 03.07.2016 №372-ФЗ, провели реформу всего строительного саморегулирования.
Изменения, введенные указанным Федеральным законом, коснулись:
Однако регламентированный поправками региональный принцип членства стал обязательным только для подопечных саморегулируемых организаций строителей.
Таким образом, поправки обязали строителей для осуществления своей деятельности состоять в СРО, зарегистрированной в том же субъекте, что и сама строительная компания. Правило не применимо к членам СРО изыскателей и СРО проектировочных организаций.
К примеру, строительные организации или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные Красноярском крае, не могут состоять в саморегулируемой организации, находящейся в Москве. Строительная компания или индивидуальный предприниматель из Москвы должны состоять в московской саморегулируемой организации строителей, а строители Санкт-Петербурга могут состоять только в СРО из Северной столицы.
С 1 октября 2017 года надзорный орган за саморегулируемыми организациями — Ростехнадзор — вправе принимать решение о лишении некоммерческой организации статуса строительной саморегулируемой организации, если ее членами являются предприниматели, не зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована сама СРО. Исключение составляют члены СРО, являющиеся иностранными юридическими лицами, а также, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует зарегистрированная в установленном законом порядке саморегулируемая организация, соответствующая требованиям Градостроительного кодекса РФ.
Законодатели установили переходный период для смены СРО, который закончился годом спустя. Так, отечественные предприниматели, состоящие в СРО не из своего субъекта, могли до июля 2017 года перейти в СРО из своего субъекта, сохранив взнос в компенсационный фонд.
В настоящее время при переходе в другую СРО в связи со сменой юридического адреса — компенсационный взнос не перечисляется в новую СРО.
Понятно, что в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут состоять только индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована сама саморегулируемая организация. В настоящий момент это правило предусмотрено частью 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данная норма не распространяется на иностранных юридических лиц, а также предпринимателей, зарегистрированных в субъекте Российской Федерации, в котором отсутствует саморегулируемая организация строителей. Для указанных лиц законодатели предусмотрели поблажку: они могут стать членами СРО из соседствующего субъекта (субъекта, имеющего общую границу с субъектов компании).
Региональный принцип членства в СРО и сегодня вызывает у отечественных предпринимателей множество вопросов. Так, многие наши клиенты обращаются к нам со следующими вопросами:
На эти вопросы отвечают юристы компании «ЮрФинИнвест».
Если вы сменили место нахождения, зарегистрировавшись в другом субъекте Российской Федерации, то вы обязаны прекратить членство в своей прежней СРО и вступить в СРО из нового субъекта.
Пример: Строительная компания, зарегистрированная в Москве, состоит в столичной СРО. Руководство этой компании приняло решение о смене юридического адреса. Теперь компания зарегистрирована в Санкт-Петербурге. В этой связи компании необходимо выйти из состава московской СРО и вступить в петербуржскую СРО.
Повторим, что в период с 1 июля 2016 по 1 июля 2017 года предприниматели могли при переходе в СРО своего субъекта обратиться в прежнюю СРО за переводом взноса в компенсационный фонд. В настоящее время, если строительная организация сменит свой юридический адрес, зарегистрировавшись в другом субъекте Российской Федерации, то она будет исключена из СРО, однако она не сможет претендовать на перевод взноса в компфонд.
Законодатели не предусмотрели возможность перевода взноса из компенсационного фонда, если компания добровольно перешла в СРО другого региона в связи со сменой своего места нахождения. При этом если компания исключена из состава СРО из-за смены адреса регистрации по решению самой саморегулируемой организации, то она вправе вступить в другую СРО, не выжидая год.
Таким образом, закон не предусматривает оснований для перевода взноса из компенсационного фонда при переходе между СРО в связи со сменой юридического адреса строительной компании, если смена адреса произошла после 1 июля 2017 года.
Более того, согласно ч. 5 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ, компания или ИП, прекратившая членство в саморегулируемой организации, не может претендовать на возвращение уплаченного вступительного взноса, членских взносов и взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации.
Таким образом, после 1 июля 2017 года лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд. Это подтверждает и Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.12.2018 N Ф04-5242/2018 по делу N А46-2757/2018.
Часть 6 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что в случае прекращения предпринимателем членства в саморегулируемой организации он в течение одного года не может быть принят в члены СРО. В Письме Ростехнадзора от 06.07.2017 N 09-01-04/8306 даются разъяснения по указанной норме. Так, регулятор указал на то, что данное положение относится только к тем лицам, которые добровольно прекратили свое членство в саморегулируемой организации. Если членство прекращено по решению самой СРО, то предприниматель вправе вступить в другую саморегулируемую организацию.
Таким образом, если юридическое лицо было исключено из СРО в связи с изменением адреса регистрации по решению этой саморегулируемой организации, действие части 6 статьи 55.7 Градкодекса на него не распространяется и оно может вновь стать членов СРО, не ожидая истечения года с момента исключения.
При переходе компаний между СРО в связи с регионализацией саморегулируемая организация, не перечислившая взнос своего подопечного в компенсационный фонд на счет его новой СРО, не имела права ссылаться на отзыв лицензии у кредитной организации как на причину неисполнения своих обязательств.
Федеральный закон № 372-ФЗ установил условия добровольного прекращения членства в саморегулируемой организации из-за перехода в другую СРО с переводом взноса в компенсационный фонд. Так, член СРО в установленный срок мог заявить о своем намерении добровольно прекратить членство в СРО, чтобы перейти в саморегулируемую организацию, зарегистрированную в его «домашнем» регионе. При этом Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установил, что предприниматель, добровольно прекративший членство в СРО в целях перехода в саморегулируемую организацию «домашнего» региона, имел право подать заявление о перечислении взноса в СРО, членство в которой было прекращено. Сделать это нужно было с момента вступления в новую саморегулируемую организацию, но не позднее 1 сентября 2017 года. СРО была обязана перечислить взнос в компенсационный фонд в течение 7 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления.
Таким образом, отзыв лицензии у кредитной организации, где открыт специальный банковский счет СРО, не может влиять на обязанность этой СРО по перечислению денежных средств, уплаченных в качестве взноса в компенсационный фонд. Отечественное отраслевое законодательство, включая Градостроительный кодекс, Федеральный закон № 191, Федеральный закон № 372 и, наконец, Федеральный закон № 315, не предусматривает никаких оснований для отказа от перечисления средств компенсационного фонда в связи с регионализацией членства в СРО. Таким образом, законодатель не считает, что отзыв лицензии у кредитной организации освобождает СРО от исполнения возложенных на нее обязательств.
Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установил, что предприниматели, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус СРО, до 1 декабря 2016 года обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию:
1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;
2) о сохранении членства в такой некоммерческой организации.
При переходе компании из одной СРО в другую в порядке, регламентированном Федеральным законом № 372-ФЗ (регионализация членства в СРО), указанная компания должна сообщить о своем намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации. Для этого в СРО следует направить уведомление о намерении добровольно прекратить членство. На основании этого заявления СРО примет решение об исключении компании из своего состава. Свидетельствовать об этом будет выписка из реестра членов этой СРО.
С 1 июля 2017 года саморегулируемые организации, объединяющие отечественных строителей, проектировщиков, а также изыскателей, не выдают своим подопечным свидетельства о допуске к работам. Чтобы получить доступ к выполнению строительных работ, предпринимателям нужно состоять в СРО. При этом членство в саморегулируемой организации может подтвердить выписка из ее реестра.
Таким образом, свидетельств о допуске к строительным работам больше нет.
Повторим, с принятием Федерального закона № 372-ФЗ членство в строительной СРО является достаточным основанием для выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Не все саморегулируемые организации следовали букве закона, когда их подопечные переходили в СРО своего региона. Отдельные объединения незаконно отказывали в переводе средств компфонда. Кому-то особенно не везло, и их просто исключали из состава СРО без возврата взноса. Кроме того, ненадежные объединения прибегали и к другим махинациям, чтобы обогатиться за счет своих подопечных.
В этой связи особенно актуальными стали услуги по юридическому консалтингу. Профессиональные юристы помогли преодолеть отечественным предпринимателям указанные проблемы и выбрать новые надежные саморегулируемые организации.
Чтобы новые правила, предусмотренные Федеральным законом № 372, принесли пользу бизнесу вместо потерь, предпринимателям пришлось досконально изучить этот нормативный акт. Однако без юридического опыта многие компании не смогли справиться с бюрократическими проволочками и были вынуждены обратиться к профессионалам.
Надежным способом решения сложившихся проблем стала помощь компетентных юристов. К таким относятся и специалисты «ЮрФинИнвест», которые помогли многим отечественным предпринимателям, оказав консультационную и юридическую поддержку.
Отметим, что наши специалисты занимаются решением вопросов, связанных с саморегулированием, на профессиональном уровне. Таким образом, выбрав нашу компанию, вы быстро и эффективно вступите в надежную СРО. Кроме того, вам не придется самостоятельно собирать и оформлять заявительные документы.
1. Профессиональное юридическое сопровождение при вступлении:
2. Профессиональное юридическое сопровождение при выходе: