preloader

Необходима лицензия или допуск СРО?

Свяжитесь с нашими специалистами!

Консультация бесплатно!

Связаться с нами

Гражданский кодекс перечислил средства индивидуализации, которые охраняются как результаты интеллектуальной деятельности. К ним, в том числе, относятся:

  • фирменное наименование (о его графическом изображении, т.е. логотипе мы уже писали),
  • товарный знак,
  • знак обслуживания.

В этой публикации подробнее остановимся на таких понятиях, как товарный знак и знак обслуживания.

Что такое товарный знак?

Термин «товарный знак» раскрыт в законодательстве. Так, Гражданский кодекс определяет его, как обозначение, которое служит для индивидуализации товаров. К его характеристикам относятся:

  • исключительное право на товарный знак признается, если он прошел государственную регистрацию в Роспатенте и это подтверждается выданным свидетельством;
  • исключительное право на товарный знак выдается на ограниченный период (подробнее о сроках читайте ниже);
  • предусмотрен перечень оснований, по которым можно досрочно прекратить действие товарного знака;
  • правообладатель может разрешать посторонним лицам использовать его товарный знак.

Что такое знак обслуживания?

Гражданский кодекс также раскрывает понятие знака обслуживания. Он используется для индивидуализации работ или услуг, которые выполняют предприниматели. Знак обслуживания характеризуются теми же чертами, что и товарный знак. Более того, правила о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания.

Отличие знаков

Таким образом, товарные знаки относятся к производимым товарам, а знаки обслуживания – к предоставляемым услугам.

Зачем нужны товарные знаки и знаки обслуживания?

Как мы уже говорили, это средства индивидуализации. Что это такое? Это инструменты, которые позволяют выделить компанию из массы однородных конкурентов. Эти знаки представляют собой яркие или, наоборот, лаконичные, но запоминающиеся образы. Они создаются, чтобы потенциальные покупатели усвоили данный визуальный ряд и ассоциировали его с конкретным товаром или услугой.

К примеру, желтая буква «М» ассоциируется преимущественно с известной во всем мире сетью ресторанов быстрого питания, а надкушенное яблоко — с международной технологической корпорацией.

В нашей стране также имеются популярные товарные знаки, которые надежно сохранились в памяти граждан. Так, каждый может вызвать в голове образ пятерки крупнейших российских банков, пары столичных застройщиков, службы такси и доставки.

Существуют и локально известные товарные знаки и знаки обслуживания. К примеру, практически в каждом городе имеется своя небольшая сеть ресторанов, которая пользуется популярностью. Как правило, у таких заведений, помимо названия, имеются логотип, фирменный стиль и цвета. Все это может и должно быть зарегистрировано в качестве товарных знаков.

Зачем регистрировать товарные знаки и знаки обслуживания?

Чтобы защитить свою собственность. Ведь, чтобы придумать яркое название, стильный логотип или емкий слоган, нужно хорошенько потрудиться. Это умственный труд. Его результаты защищает законодательство и патентное ведомство.

Представьте, что Вы придумали свой уникальный корпоративный стиль, фирменное наименование, разработали запоминающийся логотип и приступили к работе. Вы создали по-настоящему хороший товар или услугу. Он приобрел популярность у населения. Однако результатами Вашего труда решили воспользоваться злоумышленники и скопировали Ваш продукт. Они начали продавать его самостоятельно, выдавая за свой. Вы начали терять деньги из-за упущенного дохода, а Ваша деловая репутация пострадала, так как конкуренты не позаботились о качестве дубликатов. Что делать в такой ситуации? Идти в суд.

Судебное разбирательство будет простым и однозначно закончится в Вашу пользу, если Вы докажите, что имеете исключительные права на оспариваемый товар или услугу. Таким доказательством и служит свидетельство о регистрации товарного знака или знака обслуживания, выданное в Роспатенте.

Что можно зарегистрировать в качестве товарного знака или знака обслуживания?

Согласно Гражданскому кодексу, в качестве товарных знаков и знаков обслуживания можно зарегистрировать следующие обозначения:

  • слова,
  • изображения,
  • объемные обозначения,
  • другие обозначения,
  • комбинации указанных выше символов.

В товарном знаке и знаке обслуживания можно использовать наименование фирмы, а также товара или услуги соответственно.

Что не может стать товарным знаком или знаком обслуживания?

В качестве товарного знака или знака обслуживания нельзя зарегистрировать следующие обозначения:

  • вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
  • общепринятые символы и термины;
  • характеризующие товары, в том числе указывающие на их вид, качество, количество, а также на время, место и способ их производства или продажи;
  • определяющие исключительно свойство либо назначение товаров;
  • противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;
  • объекты, включающие официальные символы, наименования и отличительные знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки);
  • элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя.

Таким образом, Роспатент не предоставит патент на отдельные буквы или цифры, которые не имеют уникального графического исполнения, а также изображения товаров. Не получится зарегистрировать товарный знак на слово «газета», герб Воронежа или на аморальное выражение.

Как зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания?

Для регистрации как товарного знака, так и знака обслуживания, нужно обратиться в Роспатент. Предварительно убедитесь, что выбранное Вами обозначение уникально и не противоречит законодательству (в этом Вам могут помочь наши специалисты они же подготовят и направят на регистрацию все необходимые документы).

Чтобы зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания, нужно представить в Роспатент заявку, которая должна содержать:

  • заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака или знака обслуживания;
  • заявляемое обозначение;
  • перечень товаров или услуг, в отношении которых требуется государственная регистрация товарного знака или знака обслуживания соответственно;
  • описание заявляемого обозначения (можете включить в заявку трехмерную модель товарного знака или знака обслуживания в электронной форме).

Сколько действует товарный знак или знак обслуживания?

Срок действия товарного знака и знака обслуживания составляет только 10 лет. Их можно продлевать неограниченное количество раз. Последующие свидетельства о регистрации товарного знака также действуют в течение десятилетия.

Регистрируйте товарные знаки и знаки обслуживания с «ЮрФинИнвест»

Еще новости

Новости

С Днем народного единства: как историческая сплоченность определяет успех в современном бизнесе 05.11.25

Новости

Реформа лицензирования УК: С 2026 года упрощается порядок получения лицензии на управление МКД 05.11.25

Новости

МЧС уточнило порядок проверки огнетушителей: что изменилось для бизнеса с 2025 года 05.11.25

Новости

Утвержден новый профстандарт для специалистов строительного контроля: что изменится для компаний с 1 марта 2026 года 05.11.25

Новости

Новые типовые контракты для строительного контроля: что изменится для подрядчиков с октября 2025 года 05.11.25

Новости

Ужесточение контроля за специалистами НРС: как новые прецеденты НОПРИЗ влияют на строительный бизнес 05.11.25

Новости

Роскомнадзор ужесточает контроль: операторам связи до 11 октября необходимо предоставить отчетность по средствам связи 05.11.25

Новости

Эксперимент по упрощенной выдаче лицензий продлен до 2028 года: Что меняется для бизнеса 05.11.25

Новости

Новая эра прослеживаемости: как изменения в системе «Честный знак» повлияют на фармпроизводителей 05.11.25

Новости

Отраслевой диалог в Санкт-Петербурге подтвердил: реставрационный рынок ждет ужесточение регулирования и рост требований к специалистам 05.11.25

Новости

Ускоренное лицензирование лома металлов: какие изменения ждут бизнес с октября 2025 года 05.11.25

Новости

Ужесточение контроля в сфере утилизации: как бизнесу на ломе металлов подготовиться к новым требованиям 05.11.25

Новости

Правительство РФ перенесло сроки маркировки для отдельных медицинских изделий 05.11.25

Новости

Балльная система для фармпроизводителей: как получить статус российской продукции и господдержку с 2026 года 05.11.25

Новости

Купить готовое ООО и не получить проблемы с налогами: полное руководство по безопасной сделке 05.11.25

Новости

Ужесточение контроля за оборотом метанола: Минпромторг запускает отраслевой реестр с 1 сентября 2025 года 05.11.25

Новости

Черный список: слова, которые Роспатент никогда не зарегистрирует (откройте и проверьте свое название) 05.11.25

Новости

Дело НОСТРОЙ: как строительным компаниям защитить бизнес в условиях усиления контроля за СРО 05.11.25

Новости

Ваш бренд без товарного знака теряет реальные деньги: До 70% прибыли уходит конкурентам 05.11.25

Новости

Правительство утвердило перечень продукции с обязательной долей вторсырья: новые возможности для ломозаготовителей 05.11.25

Новости

Реформа лицензирования фитосанитарного обеззараживания: с 2026 года вводятся новые правила подтверждения соответствия 05.11.25

Новости

Упрощение документооборота для лицензиатов: Правительство РФ легализует использование неквалифицированной электронной подписи 05.11.25

Новости

Изменения в правилах пожарной безопасности: что нужно знать бизнесу в 2025 году 05.11.25

Новости

Рынок лома черных металлов в России: тенденции и перспективы до 2030 года 05.11.25