Необходима лицензия или допуск СРО?
Свяжитесь с нашими специалистами!
Консультация бесплатно!
Связаться с намиС 1 января и 1 сентября 2026 года вступают в силу существенные изменения в порядке и размерах уплаты государственных пошлин. Эти поправки напрямую отразятся на финансовой нагрузке компаний, получающих и поддерживающие различные лицензии, от алкогольной до авиационной. Уже сейчас бизнесу необходимо оценить будущие затраты и скорректировать бюджеты.
Федеральный закон от 28.11.2025 № 425-ФЗ вносит ряд принципиальных изменений в законодательство о государственных пошлинах. Эти нововведения затронут широкий спектр отраслей — от розничной торговли до гражданской авиации, а также процедуры взаимодействия с судами и порталом Госуслуг. Для делового сообщества закон сигнализирует о начале периода, когда стоимость юридически значимых действий, включая лицензирование, будет пересмотрена в сторону увеличения. Адаптация к этим изменениям требует не только финансового перепланирования, но и стратегического подхода к управлению разрешительной документацией.
Ключевые изменения, повышающие стоимость лицензирования и деятельности
- Значительный рост стоимости алкогольной лицензии.
Одно из самых ощутимых для рынка изменений — увеличение госпошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, сидра, пуаре и медовухи) с 800 000 до 1 500 000 рублей. Столь же серьезно — 1,5 млн рублей — будет стоить и переоформление лицензии при расширении бизнеса, то есть при появлении новых мест деятельности (точек продаж). Ранее отдельная пошлина за это не взималась.- Анализ и последствия: Это более чем 85%-ное увеличение затрат на вход в рынок и его развитие. Для сетевых игроков, планирующих открытие новых точек, финансовые издержки резко возрастут. Компаниям, рассматривающим возможность получения лицензии Росалкогольтабакконтроля, критически важно заложить новые расходы в бизнес-план уже на этапе его формирования. Данная мера также может привести к дальнейшей консолидации рынка.
- Резкое увеличение пошлин в сфере гражданской авиации.
Многие госпошлины в этой отрасли вырастут в 10 раз. Например, за государственную регистрацию воздушного судна (за исключением легкого) в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ теперь придется заплатить 50 000 рублей вместо прежних 5 000. Аналогичный размер установлен для выдачи свидетельства о праве собственности на судно.- Анализ и последствия: Для авиакомпаний, авиационных холдингов и предприятий, использующих авиатехнику, прямые расходы на оформление и учет активов существенно возрастут. Это влияет на операционные затраты и стоимость владения. Данные изменения требуют внимания со стороны финансовых департаментов и служб, ответственных за эксплуатацию флота.
- Новый порядок уплаты пошлины ответчиком в судебных процессах.
С 1 сентября 2026 года меняется процедура для случаев, когда суд принял решение не в пользу ответчика, а истец был освобожден от уплаты госпошлины. Если такой судебный акт подлежит немедленному исполнению или предоставлена отсрочка (рассрочка), ответчик обязан будет внести пошлину в течение срока, установленного для исполнения решения. До сих пор на это отводилось 10 рабочих дней после вступления акта в силу.- Анализ и последствия: Поправка ускоряет финансовые обязательства проигравшей стороны и требует более оперативного управления денежными потоками в рамках судебных разбирательств. Бизнесу необходимо быть готовым к более сжатым срокам исполнения данной финансовой обязанности.
Технические изменения, направленные на удобство
Закон также предусматривает позитивные корректировки. С января 2026 года заявление о возврате излишне уплаченной или взысканной госпошлины можно будет подавать через портал Госуслуги (или интегрированные с ЕСИА региональные порталы) в любых ситуациях. Ранее такая возможность была ограничена только случаями, когда изначальное обращение и оплата также происходили в электронной форме. Это упрощает административные процедуры для бизнеса и снижает транзакционные издержки.